Поговорим о планировании: точка дозаказа

Мы уже обсудили процедуру планирования под заказ, узнали разницу между прямым и обратным планированием, выяснили, что такое Время ожидания и Гарантированный цикл заказа, познакомились с модификаторами заказов.

Как говорилось в предыдущей статье, планирование под заказ эффективно, когда клиент размещает заказ в системе заранее или, по крайней мере, он согласен подождать некоторое время пока его заказ будет исполнен. Теперь же рассмотрим ситуацию, когда компания продает стандартные товары. В этом случае клиент часто хочет получить свой товар прямой сейчас.

Если компания пытается работать с «нулевым запасом», то для удовлетворения нетерпеливого клиента ей всего лишь нужно угадать, когда он захочет совершить покупку, и разместить заказ на поставку так, чтобы товар к этому времени был на складе.

Процедура угадывания называется прогнозирование. Есть целый ряд теорий в этой части, при этом ни одна из них не дает 100% результата.

Таким образом, у сотрудников отдела продаж появляется еще одна обязанность – создавать план продаж. Для планирования материальных потребностей не важно «кому» и «почем» продается товар. Важнее указать «что», «когда» и «в каком количестве».

На основании этой информации система генерирует заказы на поставку. Кстати заказом на поставку называется любой заказ, который удовлетворяет возникший спрос. Это может быть заказ на покупку, производственный заказ или заказ на перемещение с другого склада.

Усугубим ситуацию и представим, что спрос возникает очень часто, практически постоянно. В этом случае, вводить его как прогноз – нерационально, удобнее держать какой-то запас на складе. Значит, настала пора отказаться от работы «под заказ» и перейти к работе со складскими запасами.

Некоторые считают, что это просто. Неоднократно приходилось слышать такую постановку вопроса «система должна поддерживать на складе остаток в 100 единиц». Кто скажет, выполнимая это задача или нет?
Во-первых, непонятно, это максимальное значение или среднее. Если среднее, то за какой период. Если минимальное, то какое тогда максимальное.

Проблема такой постановки заключается в том, что указан только один параметр, а их на самом деле больше. Главный из них это уровень складских запасов, при достижении которого нужно разместить заказ на поставку.
Давайте вернемся к примеру со 100 единицами. Будем считать, что спрос равномерен и составляет 10 единиц в день. Значит, наш запас закончится через 10 дней (100 / 10 = 10). Т.е. если утром первого числа было 100 единиц, то вечером будет 90. А вечером 10-го числа остаток будет 0 единиц.

graf1.png

Если телепорт работает, то утром 11-го числа у нас снова будет 100 единиц товара.

graf2.png

К сожалению, доставить товар мгновенно вряд ли удастся. Скорректируем график с учетом понятия Время ожидания.

graf3.png

Красная жирная линия – это Время ожидания (время, требуемое на доставку товара от поставщика на наш склад). В данном случае это еще и время упущенных возможностей (клиентов, которые ушли к конкурентам и потратили деньги там).

Чтобы исправить ситуацию требуется разместить заказ пораньше. Тогда график наличия товара на складе примет следующий вид:

graf4.png

Теперь к тому моменту как заканчивается товар из первой партии, на склад приходит следующая.
Зеленая точка на графике – это Точка дозаказа. Когда наличие товара на складе становится равно Точке дозаказа, это значит, что пора размещать заказ на поставку. Значение точки дозаказа определяется как:

  • Точка дозаказа = Средний расход за день * Период ожидания.

В нашем примере Средний расход за день составляет 10 единиц/день. Представим себе ситуацию, когда в первые шесть дней расход составлял по 8 единиц/день, а последние четыре дня по 13 единиц/день.

graf5.png

Средний расход за период по-прежнему составляет 10 единиц/день. Но товар оказывается в дефиците: точка дозаказа была пересечена на день позже, в результате заказ на поставку был размещен тоже на день позже.
Чтобы застраховаться от подобных колебаний, нужно использовать большую Точку дозаказа.

graf6.png

Теперь, при стабильном спросе новая партия поступит до того как полностью будет распродана старая. Как видно на графике, минимальный складской остаток теперь больше нуля. Это количество называется Безопасный складской запас, и его предназначение погасить колебания спроса.

Итак, с понятием Точка дозаказа мы разобрались. Теперь рассмотрим количество заказываемого товара. При определении заказываемого количества существует две стратегии.

Первая – это задать максимальное количество товара на складе. Тогда при пересечении точки дозаказа система создает такой заказ на поставку, чтобы количество на складе снова стало равно максимальному.

Пример. Максимальное количество на складе равно 100. Точка дозаказа равна 40.

  • Если наличие товара на складе 45. Заказ на поставку не создается.
  • Если наличие товара на складе 40. Создается заказ на поставку 60 единиц (100 – 40).
  • Если наличие товара на складе 32. Создается заказ на поставку 68 единиц (100 – 32).

Естественно, что к тому моменту как товар окажется на складе, скорее всего, наличие еще сократится. В результате наличие товара не будет равно максимальному наличию на складе.

Чтобы система приняла в расчет предполагаемый спрос его можно ввести в упоминавшийся ранее план продаж.
Вторая стратегия заключается в том, чтобы создавать заказ на поставку с фиксированным количеством.

Пример. Фиксированное количество дозаказа равно 70. Точка дозаказа равна 40.

  • Если наличие товара на складе 45. Заказ на поставку не создается.
  • Если наличие товара на складе 40. Создается заказ на поставку 70 единиц.
  • Если наличие товара на складе 32. Тоже создается заказ на поставку 70 единиц.

На этом мы завершим рассмотрение базовых понятий процедуры планирования. В данной статье мы узнали как функция планирования использует план продаж, познакомились с планированием на основании точки дозаказа, выяснили какие существуют подходы при определении количества заказываемого товара.

Метки:



Комментариев: 3

  1. Alexander пишет:

    Андрей, отличные статьи! Спасибо!

  2. apanko пишет:

    Спасибо!

  3. apanko пишет:

    См. также статью Порядок балансирования спроса при планировании потребности в материальных ресурсах:
    http://www.nav4u.ru/archives/17-ocherednost-planirovaniya/

Оставьте свой отзыв!